— Добрый день, Сергей! Вы успешный ресторатор с большим опытом. Расскажите с чего начинался Ваш путь в этой сфере и как удалось добиться таких впечатляющих результатов?
— Добрый день, Ольга! На самом деле, не считаю свои достижения как ресторатора чем-то особенным. Начиналось всё достаточно стандартно. В юности, поступив на юрфак, стал совмещать, как и многие студенты, учёбу и работу. Устроился помощником бармена в одно заведение. Работал, учился. Казалось бы, приоритеты понятны – закончить ВУЗ, перейти на работу в адвокатуру, а навыки, приобретённые на работе в баре, такие как стрессоустойчивость, умение выслушать и другие - перенести в будущую профессию. Но что-то пошло не так (улыбается). У меня есть одна черта, которая и помогает, и мешает мне одновременно. Так уж вышло, что я зачем-то добиваюсь результатов даже там, где их можно не добиваться. В силу своего этого проклятого перфекционизма, спустя нескольколет, я стал директором ресторана. Кроме того, параллельно возглавил ещё одно заведение.
Таким образом, к 23-м годам уже руководил двумя независимыми друг от друга ресторанами и имел в подчинении более 150 сотрудников. Конечно, оставить, эти проекты ради того, чтобы трудиться помощником адвоката у совершенно постороннего человека я уже не смог. Так Сергей Миронов не стал юристом и стал ресторатором (улыбается).
— Вы являетесь основателем концепции ресторанов «Мясо&Рыба». Говорят, что ресторан подобен театру, где главная героиня – это кухня. Согласны ли Вы с этим утверждением и какими принципами руководствовались, открывая заведение?
— «Мясо&Рыба» – самый большой стейковый и рыбный ресторан в России на сегодняшний день. Франшиза получилась достаточно живая, открыто уже 11 заведений: 8 – в Москве и 3 – в регионах. Вся сеть работает полностью "в белую" – выручка, налоги, зарплаты сотрудников и тд – всё декларируется и выплачивается в полном объёме. А кроме того, наши рестораны полностью, подчеркну, на 100% ориентированы на российских производителей. Это – основа концепции. Мы хотим быть уверены в завтрашнем дне и поддерживать высокий уровень своих заведений несмотря ни на что. Потому одними из первых в своём сегменте реализовали полное импортозамещение. Мясо, рыба, напитки, оборудование и комплектующие – всё от отечественных поставщиков. И при этом самое разнообразное меню, популяризирующее кухню из российского продукта. Лосось отечественный, а не норвежский. Даже кижуч, которого практически нет в других ресторанах – у нас подаётся на постоянной основе. Естественно, тоже российский. А если представить наш ресторан в виде театра, то, пожалуй, это будет театр с многолетним устоявшимся репертуаром. Творчество, но, скажем, стабилизированное. Безусловно, момент производства продукта – это созидательный и эмоциональный порыв. Но зиждется этот порыв всегда на чётких регламентах, порядке работы и твёрдых технологиях. Так сказать, живой креатив на неизменно концептуальной основе.
— Помимо деятельности ресторатора, Сергей Миронов – старший преподаватель кафедры «Менеджмент в индустрии гостеприимства» РАНХиГС. Что у нас с талантливой молодёжью и сколько уже собственных заведений открыли Ваши студенты?
— Несмотря на то, что ресторанное дело сейчас – далеко не самое популярное направление, немало талантливых ребят приходят к нам в РАНХиГС с идеей собственного заведения. Их цель не в том, чтобы стать спустя какое-то количество лет лишь менеджером, а именно – открытие своего ресторана. В этом состоит основа, исходя из неё мы им и преподаём. А лично моя философия в том, что если брать что-то от рынка, то нужно ему же, этому рынку, и отдавать. И отдаю я, в данном случае, именно знаниями. Ибо финансов особых эта деятельность, будем честны, не приносит. Но у меня есть возможность донести важные моменты из первых рук до людей, которые действительно в этом заинтересованы. Причём, это не просто люди, которые уже что-то открыли и пришли на очередной семинар или бизнес-тренинг, а те, кто только готовится делать первые шаги в ресторанном бизнесе, ищут мотивацию и реальные пути для своего становления здесь. А кроме того, мы создаём новые рабочие места на рынке и обязали всех наших франчайзи брать студентов на двухмесячную практику в действующие заведения. И это не та практика, где человек, условно говоря, только чистит картошку и моет кастрюли. Здесь студентами занимаются тотально. Тренеры, директора, менеджеры дают огромный объем информации и реальных практических знаний. На это тратится огромное количество, финансов, временных и человеческих ресурсов. Пусть это всячески затрано и убыточно с точки зрения денег - зато полностью укладывается в ту самую мою философию. Заработал на рынке – сумей воздать. Как закон сохранения энергии (улыбается).
— Кроме всего прочего значительную часть Вашей профессиональной жизни занимает общественная работа. (Сергей Миронов – председатель Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса города Москвы, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, член Совета Московской торгово-промышленной палаты – прим.ред.) В чём состоит Ваша цель в этой деятельности? Как опыт такой работы помогает Вам в основной профессии?
— Общественная деятельность отнимает очень много времени, сил, нервов и отнимает ресурсы от непосредственно ведения бизнеса. Она, как и преподавательская деятельность, финансово неоплачиваемая, но также вполне соответствует моим взглядам на отношения с рынком. Зачастую, при этом я пробиваю те решения, которые лично мне могут быть даже невыгодны. Для чего я это делаю? Пытаюсь улучшить рынок в целом. Сделать его более открытым и понятным. Убрать те нормы, которые мешают людям развиваться. Открыть дорогу созиданию. Пытаюсь создать такие условия, при которых предпринимателю не нужно будет прятаться, скрывать объемы выручки, реальные заработные платы. Стараюсь сделать так, чтобы настоящий ресторатор мог нормально развивать свой бизнес и делать это в открытую, без серых зон. Долгое время закон работал таким образом, что в тот момент, когда человек становился предпринимателем и регистрировал свой ресторан – он практически оказывался правонарушителем. Многие нормы были приняты таким образом, что ресторатор, чтобы обеспечит работу своего предприятия вынужден был их нарушать. Так или иначе. Зная и понимая эту ситуацию, я сейчас пытаюсь сделать всё чтобы этого не происходило: менять устаревшие, тормозящие развитие нормы, участвовать в верификации новых, действительно важных норм. За последний год мне удалось инициировать ряд изменений ресторанного бизнеса, в том числе и в сфере налогообложения, убедить депутатов в необходимости принятия новых законов. В данный момент одна из таких инициатив проходит второе чтение в Государственной Думе. Главной, наверное, своей победой на этом поприще смело могу считать отмену НДС для ресторанного бизнеса. Кроме того, мы запустили эту процедуру и в некоторые другие отрасли. Это действительно было весьма непросто – поменять многолетнюю, устоявшуюся систему. Мы обязательно будем делать всё для того, чтобы слова предприниматель, ресторатор, коммерсант звучали гордо и притягательно для новых поколений бизнесменов.